Дочь экс-регионала Деркача вернулась на телеэкраны

В Центральном Военно-морском музее Петербурга появилась деталь атомной подлодки К-403

В Узбекистане упростят применение электронной коммерции

Узбекистан, Ташкент - АН Podrobno.uz.

Он разработан в связи с тем, что интеграция республики в мировую экономическую систему неизбежно влечет применение соответствующих технологий отечественным бизнесом, не только на внешнем, но и на внутреннем рынках. Следует отметить, что сегодня большинство крупных торговых компаний в мире, наряду с традиционными способами продажи, повсеместно используют электронную коммерцию. Так, по данным аналитических исследований, в настоящее время около 10 процентов населения мира делают покупки через сеть Интернет, и эта цифра имеет устойчивую динамику роста.

В нашей республике для законодательного урегулирования электронной коммерции принята соответствующая нормативно-правовая база. Однако, сегодняшний уровень развития информационных технологий и коммерции требует более детального регулирования отношений в сфере электронной коммерции.

Проект закона направлен на усовершенствование сферы электронной коммерции в рамках реализации приоритетных задач в сфере дальнейшего углубления демократических рыночных реформ в республике и либерализации экономики. Он будет способствовать созданию дополнительных условий для развития предпринимательства и улучшению деловой среды, а также организации технологичной рыночной инфраструктуры, отвечающей международным стандартам.

Основной целью проекта закона является создание благоприятных условий для эффективного функционирования электронной коммерции - деятельности по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, осуществляемой с использованием электронных документов и сообщений, а также установление правовых механизмов реализации и защиты прав участников электронной коммерции.

В ходе разработки проекта закона был проведен анализ практики регулирования сферы электронной коммерции ряда государств.

Действующий закон «Об электронной коммерции» базируется на понятиях и терминах, принятых в законах Республики Узбекистан «Об электронном документообороте» и «Об электронной цифровой подписи», в частности, на определении электронного документа как информации в электронном виде с реквизитами, позволяющими установить его целостность и подлинность с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП).

Технология применения ЭЦП предполагает наличие предварительных договорных отношений между сторонами, либо использование услуг удостоверяющих центров на основе инфраструктуры публичных ключей и имеет ограниченную сферу применения.

При этом в международной практике для осуществления розничных продаж, связанных с покупками товаров через интернет-магазины, как правило, используются другие доступные средства идентификации отправителей сообщений в качестве аналога собственноручной подписи (в том числе путем отправки одноразовых идентификаторов на мобильный телефон или на электронную почту).

В настоящее время в банковской системе республики реализованы механизмы оплаты по банковским картам в режиме реального времени через сеть Интернет, а также широко развита система дистанционного банковского обслуживания.

Аналогочно зарубежному опыту в данных системах для аутентификации и подтверждения подлинности операций предусмотрены методы, отличные от ЭЦП.

В связи с этим, для упрощения процедуры заключения сделок, проектом закона допускается использование подписи посредством одноразовых идентификаторов и других аналогов собственноручной подписи, которые позволят значительно упростить оформление электронной сделки.

Кроме того, в проекте закона регламентируются отношения, возникающие при использовании электронных документов (сообщений) в целях совершения сделок и иных юридических действий в электронной коммерции, устанавливаются особенности заключения договоров с использованием электронных документов (сообщений) и требования к участникам электронной коммерции, в том числе к информационным посредникам.

Данный проект закона в новой редакции отличается от действующей редакции следующими особенностями:

- во-первых, отменяется требование обязательного наличия электронной цифровой подписи на электронном документе для физических лиц - субъектов электронной коммерции и допускается использование подписи одноразовым идентификатором или другого аналога собственноручной подписи. Это позволит упростить оформление электронной сделки и совмещать акцепт с механизмами оплаты по банковским картам через сеть Интернет;

- во-вторых, расширяется состав информационных посредников (операторы сетей телекоммуникаций, платежные агенты, лица, осуществляющие организацию электронных торгов и оказывающие услуги по депозитарному хранению электронных документов), предоставляющих субъектам электронной коммерции услуги по обеспечению совершения электронных сделок;

- в третьих, учитывая особенности заключения договоров с использованием электронных документов (сообщений) и специфику заключения договоров в электронной форме, установливается дополнительные требования к процедурам предложения оферты, акцепта коммерческих предложений и к условиям договоров в электронной коммерции;

- в четвертых, в законопроект вводится норма о возможности оформления счетов-фактур и других необходимых документов в электронной форме. В настоящее время согласно законодательству, при продаже товаров (работ, услуг) существует необходимость подписания счетов-фактур и других документов по исполнению договоров в бумажном виде, что создает дополнительные барьеры при осуществлении электронной коммерции через сеть Интернет;

- в пятых, в целях создания благоприятных условий и выработки стратегии развития электронной коммерции в современных условиях, обеспечения единого подхода к решению организационных, технологических и законодательных вопросов, вносятся нормы о государственном регулировании данной сферы уполномоченным органом и устанавливаются его полномочия.

В проекте закона также уделяется особое внимание обеспечению безопасности информации и защите персональных данных участников электронной коммерции.

Исходя из вышеизложенного, принятие данного закона и дальнейшее широкое внедрение электронной коммерции в республике позволит:

значительно сократить расходы на проведение торговых операций (транзакционные издержки) и решить проблемы, связанные с географической удаленностью друг от друга субъектов электронной коммерции;

создать условия для оперативного установления прямых контрактных отношений между продавцами и покупателями, а также появления новых участников на рынках (в этих условиях субъекты малого бизнеса могут успешно конкурировать даже на международных рынках);

на основе электронной торговли посредством информационных сетей и потоков повышается прозрачность операций, что позволит покупателям и продавцам практически мгновенно получать информацию о ценах, качестве и условиях поставки, предлагаемых различными конкурентами.