В 2012 году эстонские школьники оказались среди лучших по результатам PISA - международного теста, оценивающего умение 15-летних учащихся применять полученные знания на практике. Но школьники Северо-Востока на этом фоне в числе отстающих, а Нарва замыкается рейтинг крупных городов.
Поскольку цель исследования PISA - оценить эффективность систем образования в разных странах с точки зрения готовности выпускников основной школы к реальной жизни, проведенный министерством анализ заставляет задуматься: неужели действительно ида-вируские и, в частности, нарвские школьники подготовлены хуже всех?
По словам представителя Эстонии в совете PISA, советника отдела внешних связей Министерства образования Майе Китсинг, вызывает озабоченность уровень основного образования молодежи во всей Восточной Эстонии, однако положительным моментом является то, что эти результаты значительно улучшились по сравнению с предыдущим тестом PISA, проведенным в 2009 году.
Руководитель службы образования отдела культуры нарвской горуправы Лариса Дегель сказала РМ, что на результаты теста могли в большой степени повлиять не только уровень знаний и умение их применить, но прежде всего мотивация учащегося к выполнению теста. Школьники осведомлены, что тест PISA выполняется анонимно и не предполагает индивидуальной обратной связи. Так что во многом результаты демонстрируют недостаточное желание школьников стараться выполнить задания как можно лучше.
По ее словам, в ноябре прошлого года в Нарве побывала международный эксперт по программе PISA, чей интерес вызвали три школы, показавшие высокие результаты по тесту. А методические разработки по функциональному чтению, подготовленные учителями одной из нарвских школ, были высоко оценены коллегами как из Эстонии, так и гостями из Санкт-Петербурга. Поэтому Дегель полагает, что результаты теста в различных школах могли сильно различаться.
Олимпиады и медали
«Несмотря на наши неоднократные обращения, к сожалению, организаторы исследования пока не представили нам официальных данных по нарвским школам. Несомненно, результаты необходимо изучить, проанализировать в сотрудничестве с руководителями школ, запланировать работу с учителями. На мой взгляд, в такой ситуации не стоит делать поспешных и фундаментальных выводов о готовности или неготовности наших учащихся к решению жизненных ситуаций», - считает Дегель.
Она подчеркнула, что нарвские школьники активно и успешно выступают на предметных олимпиадах и конкурсах, выпускники гимназии получают довольно много серебряных и золотых медалей, и, что самое главное, успешно продолжают обучение в высших учебных заведениях не только Европы, но и всего мира.
По мнению директора нарвской Православной гимназии Андрея Иванена, ни педагоги, ни учащиеся в свое время не поняли смысла этого исследования, что и могло стать одной из причин низких результатов: «Хотя в 2012 году мы проходили этот тест уже не в первый раз. Какими были наши результаты, сейчас уже не помню». По мнению Иванена, к любым тестам по естественным наукам в эстонских и русских школах нельзя подходить с одними критериями. «Русские школы заточены на то, чтобы дать ученикам хороший эстонский язык, из-за этого темп освоения всех остальных предметов - медленнее», - считает директор.
Важен стимул
По словам директора нарвской Гуманитарной гимназии Надежды Черкашиной, результаты теста в школе были на уровне среднереспубликанских: «Удачнее всего наши ребята выступили в математике, на втором месте - естественные науки, чуть хуже результаты в функциональном чтении». Как и Дегель, она считает, что так как современные школьники вынуждены участвовать в огромном количестве исследований, они не всегда относятся к ним серьезно.
В случае теста PISA, результаты которого никак не влияют на оценки, многим могло не хватить стимула: например, учительница математики заметила, что многие школьники сдали свои работы довольно быстро, не потратив всего отведенного для теста времени.
«Тест PISA измеряет универсальные компетенции учащихся, несерьезности в этом вопросе быть не должно. Тут есть о чем подумать. Особенно в области функционального чтения. Хороших наработок и курсов в области функционального чтения, на мой взгляд, маловато. По крайней мере, на русском языке», - считает Черкашина.